Категория: Мысли вслух

Причина быть писателем

Один мой знакомый крайне страдал от того, что жаждал писать, но не умел этого делать. Страстно желающий учиться вызывает такое же сильное желание помочь. И я взялся за дело. Я показал, как одну и ту же идею можно представить разными способами, как уложить свою задумку в любой объём и представить её для категории читателей любого возраста; рассказал о структуре рассказа и необходимости использовать изобразительно-выразительные средства; поведал о читательских слабостях и научил методам редактирования текста. Ветер энтузиазма раздувал паруса: ученик и учитель с радостью забылись в проссе обучения писательскому ремеслу. Но однажды погода начала меняться. Воздух накалялся. Ветер стихал. С каждым последующим домашним заданием я замечал всё яснее, что юный падаван клонится к штампам. На вопрос о причинах недобросовестной работы ученик ответил признанием в слабой развитости творческого мышления. 

С такой проблемой я столкнулся впервые; мне потребовалось время, чтобы её обговорить и обдумать. В результате я вынудил парня заниматься стэнд-апом, чтобы он воспитывал в себе спонтанное мышление и прививал привычку к инсайтам; объяснил слабой развитости созидающего начала в рамках психологической составляющей; наконец, привёл последний логический аргумент:

«Ты действительно можешь творить на бумаге ВСЁ: воскресить умерших, дать жизнь нерожденным, соблазнить любую красотку, описать сотворение мира макаронным монстром, наебнуть механику Ньютона, переместить человечество на другую планету или заставить его мутировать, предсказать будущее, изменить историю, поболтать за чашкой чая со старушкой смертью или самому стать ей, придумать богов, наделить себя любой сверхспособностью; поселить в книгу парнишку, который будет осознавать, где он находится, и вопить: «Выпустите меня отсюда!»

Писательство в первую очередь — это не задание, которое выполняешь из-под палки, и не способ заработка кусочков металла и бумаги. Это единственный способ быть свободным».

Обсудить у себя 2
Комментарии (10)

Люблю жить за своих героев, только у меня проблема в том, что «наигравшись» я часто бросаю вещь неоконченной!

Как человек, профессионально страдающий эскапизмом, могу дать совет. Представьте, как обидно героям, живущим в недописанном произведении. Война в мире Z длится уже более месяца, но не потому, что её растянула непримиримость воинствующих сторон, а потому, что воины замерли на середине движения. Возлюбленные уже неделю тянутся друг к другу губами, но им не дано слиться в поцелуе — забывчивый автор не позволяет. N уже вычислил убийцу, но идёт к нему, сжимая наручники в кармане пальто, уже вечность, понося недалёкого автора.

Да, именно это мне всегда и представляется!  У меня сейчас паренёк, лишившийся по воле судьбы квартиры, бродит уж полгода по улице, девушка несколько месяцев сидит плачет за школьной партой, паренёк возвращается домой после ночной смены уже месяц, и другой парень уж несколько недель сидит за компом! Бедные вообще

Призрак, мне на ум приходит прочитанное-когда то стихотворение на озвученную нами проблематику. Автор стихотворения публикуется под ником Olivia.

Герои недописанных историй,
Замерзшие во льду своих страниц,
Обломки искривленных траекторий,
Лишенные судьбы, души и лиц.

Оставлены творцом на полдороге,
Забыты, как ненужный чемодан,
Развратники, монахи, недотроги,
Правители земель, планет и стран

И просто люди, созданные как-то 
В один из долгих зимних вечеров, 
Но стали планы, образы и карты
Всего лишь смятым топливом костров.

И с каждым днем снижался градус пыла
В душе творца и январился взгляд.
Река сюжета попросту застыла, 
По ней разлился брошенности яд.

И вмерзли в недописанность герои, 
Исчезла жизнь из ледяных сердец,
Напрасно проливались реки крови,
Остался в неслучившемся конец.

Архивы недописанных историй — 
Музей покрытых инеем фигур.
Погост метафор, свалка аллегорий — 
Устроить можно знатный некротур.

А лучше разморозить все страницы 
И сотни душ мгновенно оживить.
Отбросить «не хочу» и потрудиться — 
Допрясть из судеб радужную нить. 

Это ссылка на стихотворение: https://ficbook.net/readfic/1920934

Да, неплохое стихотворение! Представляется, вот так вот кто-то тоже бросил ручку, и больше не пишет про мою жизнь, вот я и существую тут...

Вечер добрый! А я бы с удовольствием почитал, об упомянутых упихиваниях задумок в любой объем (особенно в крайние размеры) и про рефакторинг по возрастным группам, а за одно и по  методам редактирования текста. Не планируете сделать подобные посты?

А вот касательно остального (творческого мышления и далее по тексту и обсуждения в комментариях) — даже не знаю… мне видится это несколько иначе. Надо подумать маленько, сейчас уж я спать во всю должен был бы и смотреть интересные сны ) Так что завтра, если конечно интересно, попробую набросать концепцию и примеров. Пока же, для затравки — а как это все уживается с нонфикшеном? Макса Фрая читали? У него в одной из книг цикла Лабиринты Ехо, есть такое место… Библиотека Мёнина — обнаруженный им некогда на Изнанке Темной Стороны кусочек совершенно иной Вселенной, в котором хранятся книги, которые никогда не были написаны; Как вам такая идея? Ну и напоследок, в вышеоткомментированную струю, вполне ложится одна из моих любимых песен...

Wanderer, рад снова читать вас!
По порядку:
1. До сих пор я не задумывался о необходимости постов по теме писательского мастерства (просто потому что меня не просили). Для начала попробую кинуть клич на mypage. Если найдётся ещё как минимум один желающий, будут посты. Если не найдётся, будем учиться в письмах и по скайпу, но в этом случае будьте готовы к тому, что в ответ буду беспардонно просить вас об ответных услугах. Я уже попробовал вашу помощь. Вкусно. Да здравствует реципрокный альтруизм!
2. Если есть, что сказать о творческом мышлении, я буду только рад. С нетерпением жду вашего комментария по этой теме. 
3. Не понял, к чему был упомянут нонфикшен.
4. Увы, Фрая не читал. И не начну в ближайшее время. Сейчас погряз в самообучении по двум направлениям и чтении Фромма. Врочем, это не мешает мне оценить красоту идеи Фрая. 
5. Похоже, вы пытались вставить в комментарий видео. Оно не отображается. 

Аналочино! Как-то странно это звучит… нет, очень приятно, но совершенно не обязательно. В том смысле, что лично я не имею ничего против перехода на ты и сокращения подчеркнутой вежливости до уровня друзей\знакомых, включая пропуск ников\имен в обрещениях. Впрочем, как Вам удобнее.

1. Желающие наверняка найдутся, но не сразу. Вначале будут присматриваться какое-то время. Здесь порядком пишущих людей, а так же повышенный процент филологов, которым тоже может быть интересно. Походить по соседним блогам, прокомментировать — лучший способ тут дать знать о себе и познакомиться с народом.

С приватным общением… посмотрим. Я при всем своем ретроградстве уже много лет почтой не пользовался для переписки, скайпом обзаводиться так и не собрался… Впрочем, на МП есть приватный чат («написать сообщение»).

Расплачиваться советами я еще не пробовал ) Обещать не буду, дабы не связывать себя обязательствами без крайней на то необходимости. Просто я сторонник двух позиций: что в долги и обещания влезать не стоит, а помогать следует потому что хочется, а не потому что должен.

Зы1 — «реципрокный» оценил :D Словарный запас доставляет...

2. Вынужденно продолжаю кормить завтраками: пока не успел даже начать, но постараюсь либо сегодня успеть, либо тогда уже в выходные. Ну или скомканно-сокращенную версию отпишу. Пока трудно сказать как выйдет. И не совсем о творческом мышлении, а больше о жизни миров брошенных авторами.

3. Нонфикшен как провокационный вброс. Если исходить из концепции «автор пишет-мир живет», то замирает ли мир, если автор пишет исторические хроники, документалистику и подобное. Это же уже свершилось до написания, либо развивается вне и после «репортажа».

4. Жаль. Впрочем, Фрая я всем впариваю. Для меня этот автор что-то вроде маркера и словарика. Упрощает общение, т.к. своеобразие автора если воспринято примерно так же, то и по остальным вопросам примерно однонаправленно мыслим с собеседником. Да и по многим интересующим меня проблемам, в этом цикле есть масса идей и концепций вполне годных и в качестве аргументов и отправных точек обсуждения. Уникальное по своей сути фэнтези, но аналогов я не встречал. В том числе повествование касается проблем творчества, взаимодействия автора с читателями, брошенных историй и прочего. Про последнее только сейчас вспомнил… Сделал себе пометку, включить пару цитат, если получится, в планируемом посте п.2.

Я психологов пока вообще не трогал, можно сказать принципиально, если не считать поверхностного знакомства с парой любопытных современных ересей. Но в целом этой темой тоже интересуюсь.

5. Да, именно так. И странно, что неотображается. Кажись это у вас какие-то проблемы с браузером\плеером. В настройках блога у вас это не запрещено (можно включить премодерацию), в код вставилось нормально и у меня воспроизводит без проблем. Да, проверил… в IE 11 у меня тоже не показывает. Блок есть, но в нем все съехавшее. Я бы предложил использовать другой браузер. Так как быстро найти решение проблемы с IE не получилось.

А ролик я прикреплял вот этот https://www.youtube.com/watch?v=J3PfNS-fF5M

Такое ощущение, что я об этом уже писал. Многократно, в том числе и на МП. Но сейчас, волей обстоятельств и обещаний, приходится снова набирать этот текст, да еще в офлайне. Тяжело без гугла и поиска по постам. Свой файловый архив все же несколько не то.

Если уж начинать, так с начала. Весьма может быть, что моя позиция по этому вопросу, сформировалась определенными условиями и от этого несет на себе их след. В принципе ничего необычного, мы есть усвоенный опыт. Впрочем, получившаяся картина меня вполне устраивает и за редкими деталями не вызывает противоречий.

Началось все с одного рассказа. Что получилось, сейчас называется «Ренессанс» и есть в «библиотеке» моего блога. Там же есть и история его создания, кусочки которой я сейчас процитирую, чтобы меньше печатать)

==
Я уже говорил об оживающих мирах, да и самом произведении я обращусь к этой теме. Здесь же, я хочу открыть еще одну свою тайну, теперь уже одиннадцатилетней давности. Эту мою сказку оживила история любви, увы, безответной.
...
С этой истории я начал писать. Изначально это должен был быть небольшой рассказ, который сейчас присутствует в произведении в виде «истории о магах иллюзий», но по воле случая в моей жизни произошел ряд событий, который сильно повлиял на этот рассказ, а уж потом, получив первые отзывы, я решил написать «Детей драконов».
...
Огромное влияние на этот «подрассказ» оказал роман Сергея Лукьяненко «Спектр», а так же композиция группы Helloween «Longing». Во многом эта история напутствие тем, кто, как и я, только начинают писать и в тоже время благодарность тем «магам иллюзий», которые скрашивают часы нашей жизни своими прекрасными мирами, которые учат нас великим ценностям и красоте.
==

Если по сути механизма: есть некая энергия, которую аккумулирует автор. Она и сырье, и топливо для механизма творчества. Потом происходит некое событие — впечатление, катализатор. И случается выброс переработанной энергии. Если выброс был достаточно сильным — вторичное излучение поглощается другими накопителями и процесс продолжается. Примерно так рождаются фанфики, песни по книгам и т.д.


В зависимости от возможностей «преобразователя» рождаются миры. Если он работал без сбоев — чувствовал, переживал — миры оживают. Это и есть истинное творчество. А может, как двигатель на фиговом бензине, в угоду выгоды пытаться что-то породить. От этих историй веет куклами. Они двигаются только пока кукловод их шевелит. Мертвые миры.

Этот вопрос меня интересовал почти всегда. Начиная с первой истории, в которой я пытался сформулировать свое видение миротворчества и вплоть до последних тенденций, спора автора со своими героями.

В качестве аргументов за эти концепции хочется привести уже упомянутого Макса Фрая. Циклы «Ехо» пронизаны подобными мыслями. Главный герой оказывается Вершителем, они по свойствам во многом схожи с… ну скажем с аватарами соавторов. Мир живет за счет того, что в него верят. Есть уже упомянутая библиотека ненаписанных книг. Да и новые миры там рождаются из снов Вершителей. Еще любопытный момент про мертвые миры, в какой-то из последних книг «Лабиринтов Ехо»… забыл уже как их называли, но кажется, они были как раз брошенными произведениями. В их уничтожении найдет применение своему призванию один из обаятельнейших тамошних злодеев.

Возвращаясь к «энергетической» стороне концепции. Ожившие миры подобны камню, брошенному в воду. Чем масштабней они, тем больше кругов разбегается от них по воде. Из любимых примеров — более полусотни музыкальных произведений по книгам Мукркока.

Вот что-то вроде такой основы. Соответственно если, как только создатель вышел, все заморозились — фигня это, а не мир. Мертвые миры появляются, если в них забыли вложить душу, а это, в свою очередь, происходит, например, когда пишут ради бабла, торгуя Даром.

Здесь мы плавно подходим ко второму уровню построения. Талант — дар свыше, в определенном смысле страшный дар.

All of my songs can only be composed of the greatest of pains
Every single verse can only be born of the greatest of wishes
[Nightwish «Beauty Of The Beast»]

Страданием и бессилием созданы все потусторонние миры, и тем коротким безумием счастья, которое испытывает только страдающий больше всех.
[Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»]

Почему их боль и страдания дают такую изумительную красоту? — подумал он. — Или любая красота основана на страдании? Неужели это и есть секрет любого искусства, и человеческого, и мельнибонийского?
[Муркок Майкл «Сага об Элрике — The Dreaming City»]

Если коротко, то неудовлетворенность чаще ведет к успешному творчеству. Когда достало, наболело...

Достраивая модель дальше — если была какая-то сила преподнесшая Дар творчества, то вполне может быть, что она будет и подсказывать, помогать воплотить нечто требующееся ей. То есть писатель, по сути, инструмент. Проводник. Может быть не совсем так категорично, но что-то подобное. Здесь уместны понятия вдохновения и визионерство. Способность увидеть. Если к этому добавить вероятностную вселенную… получается писатель подсматривает и рассказывает. Он не создает, а транслирует. Не совсем точно выразился. Он может быть создателем, у него могут даже получаться, таким образом, живые миры, но сам путь, в некотором смысле, более трудный и неправильный. Автор словно приемник, интуитивно настраивается на определенную волну, обыгрывая сюжет и так и эдак. Упомянутый инсайт, скорее резонансное явление. Угадал, попал — картина обрела цвета, пропал «снег» помех… Но раз он подсматривает, сквозь время, пространство, вероятности… значит ли что мир который он видит находится на стопкадре? Мир живет, скользит и множится по бесконечному вероятностному вееру. Это смотрящий по какой-то причине зациклился на одной точке и не может взглянуть шире.

Далее, у этой бесконечности вариаций есть свои особенности. Условно скажем колеи, сформированные волей живых персонажей, их выбором. Автор не всегда может приказывать. Это скорее диалог в пространстве вероятностей. И каждым штришком, выбором — он отметает «невозможное» для выбранной колеи.

Да, он может многое, но не все допустит увиденный мир. Слишком резкие движения сбивают настройку, изображение гаснет, мир рушится. Нет, сам мир тем временем живет дальше, но модель воссоздаваемая автором по образу увиденного перестает быть адекватной. Что будет если творец приказал всем героям дружно застрелиться? Все умерли — другая вероятность, новая точка выбранная автором, но она же и тупик его истории. Все, их нет. Не удалось? Значит они живы. Каждый раз, когда отбрасываете неудачный сюжетный ход радуйтесь — они живы, это настоящий мир.

Вот примерно так я вижу творчество, по крайней мере свое. У меня есть такие герои. Есть сотни отвергнутых ими вариантов. Роли, которые они отказались играть. И десяток успешно подсмотренных сцен. А иногда, есть что-то еще… но это уже другая история.

Ну а теперь, с учетом этих позиций мой взгляд на некоторые реплики из поста и комментариев.

"Представьте, как обидно героям, живущим в недописанном произведении." — Согласен с Фраем, такие лучше уничтожать. Это одна из причин почему я не люблю писать для конкурсов, на заданные темы или еще как-то. Я считаю, что правильным и стоящим того является только один способ — накрыло вдохновением и пишешь, пишешь, пишешь, пока не выдохнешься или не закончишь историю. Успел — она родилась и будет жить. Нет — у меня целый морг с такими, из которых я с некоторой регулярностью пытаюсь делать франкенштейнов. И где-то в промежутках между этим фрагменты подглядок.

"Там без меня менестрели молчат,
Поблекли краски и мир как уснул,
Застыла ржавчина на мечах,
И нет надежды вернуть весну."
Песня Тэм, она все же про эскапизм, а не столько про творчество. Да и мир, не совсем остановился. Он ждет, а это совсем другое.


"слабо развито Творческое мышление." я вообще не понимаю, что это такое. Чем оно от нетворческого отличается? А просто слабо развитое мышление это как? Я не умею думать? Примерно так же, я не понимаю «спонтанного мышления». Скорость, гибкость и то скорее уж «ума». Иду я по улице и вдруг подумалось — вот мое прочтение спонтанного мышления. Тогда уж оно должно быть не спонтанным в контексте творчества, а «форсируемым». «Собрался с мыслями» по волевому усилию.

"привычка к инсайтам" тоже немного дико для меня звучит. Озарения снисходят… привыкнуть к этому? Ну да, я гений по жизни. Тогда уж учиться вызывать инсайт, что в принципе даже преподают уже давно, даже в технических вузах. У нас в свое время была «Методология научного творчества». Правда там по сути один трюк — переключение контекстов.

"Ты действительно можешь творить на бумаге ВСЁ". Да, но это обман. Не все сотворенное жизнеспособно. Да и у «всё» есть ограничение — «всё вообразимое». И то, при условии, что ты можешь это описать.

"Писательство в первую очередь — это не задание <...>, и не способ заработка <...>." — тут согласен...
"Это единственный способ быть свободным." — а вот тут не совсем. Это не единственный способ. Свобода состояние сознания. Можно сказать точка зрения. И писательство тут как бы ни при чем.

Забыл картинку в тему и пару уточнений. Про несостоявшиеся истории я ошибся. Книга звалась «Дар Шаванахолы» и в ней искать сочетание «Миры Мертвого Морока», если интересно… Там тоже о творчестве и отношении к нему.

А картинка...

 

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Лис
Лис
сейчас на сайте
Родилась: 1 Апреля
Читателей: 9 Опыт: 0 Карма: 1